Gosuslugi – в помощь мигранту и участковому


Тема миграции не покидает ни одну предвыборную кампанию. Любой политик всегда готов спекулировать на этих болезненных для общественности вопросах. Тем не менее ничто не стоит на месте, законы меняются, и о результатах изменений ФЗ-114 «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию» мы побеседовали с руководителем портала migranto.ru Светланой Саламовой.

– С момента ужесточения процесса легализации трудовых мигрантов какие перемены вы наблюдаете в своей работе?

– Процесс легализации трудовых мигрантов, начавшийся в январе 2014 года со вступления в силу поправок к ФЗ-114 «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», которые ограничили право на пребывание в России для иностранных граждан с безвизовым режимом въезда в РФ и известные всем как «Закон 90/180», получил дальнейшее развитие с введением новой патентной системы.

Внедрение новых процессов всегда идет непросто. Новые законы были созданы для того, чтобы систематизировать хаотичные процессы миграции, установить новые требования к приезжающим в Россию людям, поломать систему посредников, которые наживались на пробелах в законодательстве. Одним из факторов, который очень негативно влиял на реализацию нововведений, стала слабая информированность трудовых мигрантов.

К сожалению, у органов ФМС не было задачи предотвратить правонарушения, а была задача только их фиксировать и наказывать нарушителей. Как бы то ни было, но сейчас процессы практически полностью выстроились: на сегодняшний день вряд ли найдутся трудовые мигранты, которые не знают про закон «90/180», не знают, в течение какого срока они должны встать на миграционный учет после въезда на территорию РФ или не в курсе, что для легальной работы в России необходимо оформить патент. Большинство трудовых мигрантов всеми силами стараются соблюдать миграционное законодательство, чтобы не получить запрет на въезд в Россию и не лишиться работы и источника существования для своих семей.

Остались, конечно, и те, кто сознательно находится в нелегальном сегменте. Объяснения этому тоже есть:

  • кто-то плохо знает русский язык и поэтому не сможет оформить патент;

  • кто-то в свое время нарушил сроки пребывания и получил запрет на въезд;

  • кто-то не хочет ежемесячно оплачивать патент и работает нелегально;

  • кого-то работодатель не захотел официально оформить, и человек попал в статус нелегала не по своей воле.

Нелегальная трудовая миграция – это очень негативный фактор. Из-за нелегальной трудовой миграции бюджет теряет огромные средства, которые могли бы очень существенно помочь развитию российской экономики. Из-за нелегального статуса люди ежедневно подвергают опасности свою жизнь, свое здоровье, теряют восприятие себя как свободной и независимой личности.

Именно поэтому необходимо продолжать реализацию миграционной политики, но таким образом, чтобы не только пресекать нарушения и наказывать нарушителей, но и максимально адаптировать миграционное законодательство к реальной жизни. Закон должен идти в ногу со временем. Возможно, не очень правильно говорить, что закон должен быть удобным для людей, но он должен быть реальным для исполнения.

Что касается перемен, которые сейчас наблюдаются в работе: наши аналитики отмечают снижение запросов на оказание миграционных услуг со стороны мигрантов (снижается интерес к услугам посредников), связанных с «оформлением регистрации», «оформлением патента», покупкой «трудового договора» для продления сроков пребывания.

Это говорит о том, что всё большее количество трудовых мигрантов заинтересованы в легальном пребывании и самостоятельном оформлении своих документов, что государственные услуги по оформлению миграционных документов становятся доступнее для иностранных граждан. Вместе с тем мы наблюдаем и рост вопросов от организаций, нанимающих иностранный персонал. Всё больше работодателей стремятся выйти из «тени» и соблюдать миграционное законодательство, заинтересованы в информации о том, как работать с иностранными работниками различных категорий.

Трудовая миграция – это не только низкоквалифицированный персонал из стран СНГ или ЕАЭС, это и высококвалифицированные специалисты из дальнего зарубежья, беженцы из Украины, участники Госпрограммы переселения соотечественников, работающие иностранные студенты, иностранцы с РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство). По каждой такой категории имеются определенные нюансы, которые нужно знать, и сроки, которые необходимо строго соблюдать.

– Увеличилось или уменьшилось число нелегальных мигрантов?

– В конце 2016 года на территории России находилось более 9,7 млн иностранных граждан. При этом цель визита «работа» указали 2,7 млн человек. В 2016 году было оформлено 1 510 378 патентов и 149 013 разрешений на работу. Разрешение на временное проживание (РВП) получили 323 141 человек, а вид на жительство (ВНЖ) – 184 578 человек.

Конечно, цифра 9,7 млн подразумевает не только трудовых мигрантов, но и туристов, иностранцев, приезжающих в Россию по частным делам, на лечение, иностранных студентов. Если сравнивать эти цифры с прошлыми годами, когда на территории РФ в среднем находилось порядка 15 млн человек, то количество иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ, значительно снизилось. Этому способствовали и нестабильная ситуация с курсом доллара, экономический кризис и активная работа по закрытию въезда нарушителям миграционного законодательства.

– Как, по вашему мнению, можно снизить темпы нелегальной миграции и мотивировать мигрантов легализоваться?

– Если говорить о способах снижения темпов нелегальной миграции, то я вижу здесь работу по нескольким направлениям: работа с самими трудовыми мигрантами, с работодателями, привлекающими иностранный персонал, и гражданами, выступающими в качестве принимающей стороны для трудовых мигрантов. Трудового мигранта может побудить легализоваться доступность государственных услуг.

На сегодняшний день первичная постановка на миграционный учет возможна не только в территориальном отделе МВД по вопросам миграции, но и на почте, а также в МФЦ, а вот продление срока пребывания, согласно ст. 42 постановления Правительства РФ № 9 «О миграционном учете…», должно осуществляться лично и только в территориальном отделе МВД по вопросам миграции.

Учитывая, что продлевать срок пребывания иностранные граждане, работающие по патенту, должны в течение трех рабочих дней после оплаты патента, то отсутствие альтернативных вариантов обращения для продления срока пребывания и для самих мигрантов повышает риск не успеть сдать вовремя документы, и на самих сотрудников МВД идет повышенная нагрузка. Почему бы не включить эту услугу в перечень услуг, оказываемых в МФЦ или через сайт gosuslugi.ru?

Второй момент, который мог бы помочь не уклоняться от легализации многим мигрантам, – снижение размеров ежемесячных платежей по патентам. Да, платеж за патент – это своего рода уплата НДФЛ, и законодатели исходили из того, что данная сумма составляет 13 % от средней зарплаты по субъекту. Но большинство мигрантов работают на низкооплачиваемых должностях и еще должны отправлять деньги на родину.

Снижение платежей по патентам позволило бы многим из тех, кто сейчас работает нелегально, выйти из «тени». Следующим моментом, на мой взгляд, могло бы быть сокращение видов административных нарушений, за которые следует безоговорочное выдворение и закрытие въезда в РФ. Например, сегодня закон предполагает, что при наличии любых двух административных нарушений за последние три года иностранному гражданину может быть закрыт въезд в Россию.

При этом не берется во внимание, что это за нарушение и были ли уплачены за них штрафы. Например, было много случаев, когда иностранному гражданину закрывали въезд за две неправильные парковки, за курение в неположенном месте, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за двукратное нарушение ПДД. Конечно, человек должен соблюдать законы той страны, в которую он приехал жить и работать, однако наказание должно быть соразмерным нарушению.

Если говорить о работодателях, привлекающих трудовых мигрантов, но и их можно побудить работать с иностранцами легально, если пересмотреть размеры штрафов за нарушение миграционного законодательства. Сейчас штрафы за нарушения для юрлиц таковы, что ставят под угрозу существования самого бизнеса.

Кроме этого, государственные услуги для работодателей также необходимо сделать доступнее. Почему бы не предоставить возможность подать уведомление о заключении, расторжении или прекращении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником посредством сайта gosuslugi.ru? Это не только бы упростило жизнь работодателям, но и существенно разгрузило бы сотрудников ОВМ МВД России.

Фактически, если заняться серьезной оптимизацией рабочих процессов сотрудников органов по вопросам миграции, то это автоматически повлечет нормализацию процессов трудовой миграции и снижение количества нелегальных трудовых мигрантов.

– Что, по-вашему, должен делать участковый уполномоченный для выявления нелегальных мигрантов?

– Думаю, что в первую очередь, он должен знать объекты, на которых могут проживать или использоваться нелегальные трудовые мигранты, и регулярно посещать их: нелегальные производства или цеха, незаконные общежития, стихийные точки продаж.

Участковые должны знать базовые моменты миграционного законодательства в сфере трудовой миграции и объяснять их трудовым мигрантам. В отличие от органов ФМС, в МВД всегда большое внимание уделялось профилактике правонарушений. Уверена, что в миграционной сфере она тоже должна быть. К нам очень часто обращаются трудовые мигранты с вопросами, ответы на которые им отказались дать сотрудники по миграционным вопросам:

  • что делать, если не успел встать на миграционный учет?

  • что делать, если потерял (украли) паспорт и миграционную карту?

  • что делать, если не продлил вовремя «регистрацию»?

  • как быть, если работодатель отказывается заключить трудовой договор?

По-хорошему, ответы на эти вопросы трудовые мигранты должны получать у своего участкового, но не получают. И хорошо, если найдут специалистов, которые ответят на эти вопросы правильно и бесплатно, а не предложат какие-либо платные сомнительные услуги. Естественно, необходимо работать с населением и прислушиваться к их жалобам, связанным с миграционной темой.

Источник: Журнал «Участковый»

#Другиевопросы

Рубрикатор новостей