top of page

Должны ли беженцы работать только в том субъекте, в котором они стоят на учете? Мнение юриста



Правовое положение, а также права и обязанности беженцев и лиц, получивших временное убежище в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (далее – Закон о беженцах).


В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона о беженцах решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных Законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленной формы, которое подтверждает его статус в рамках правоотношений, возникающих при его пребывании на территории Российской Федерации. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации.


При этом лицо признается беженцем на всей территории Российской Федерации (в отличие, скажем от участников Госпрограммы переселения соотечественников, которые большую часть прав реализуют в пределах субъекта, участвующего в Госпрограмме).


Лицо, признанное беженцем на территории Российской Федерации и получившее удостоверение подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


В соответствии с подпунктом 5 и 6 пункта 2 статьи 8 лица, признанные беженцами, обязаны сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет.


Именно эта обязанность породила миф о невозможности беженцами работать за пределами того региона, где они стоят как беженцы на учет в органах МВД России. Однако, эта обязанность никак не связана с правами беженцев в части осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации. Необходимо разделять право человека работать и обязанность при смене места пребывания уведомлять об этом соответствующие органы власти.


В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, имеет право на работу по найму наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.


Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации (в том числе и лиц, получивших статус беженца) регулируется статьей 13 Закона о правовом положении иностранных граждан. Подпунктом 11 пункта 4 статьи установлено, что лица, признанные беженцами, освобождены от получения разрешения на работу или патента. Запрета на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта, на территории которого лицо, признанное беженцем, поставлено на учет, законодательством не установлено (как, например, в отношении лиц, получивших разрешение на временное проживание, которым специальной нормой, - пунктом 5 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, - запрещено работать за пределами субъекта, в котором им разрешено временное проживание).


Из вышеизложенного можно обоснованно предположить, что лицо, признанное беженцем, вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента на всей территории России.

То же можно сказать о лицах, получивших на территории Российской Федерации временное убежище. Предоставление временного убежища регулируется статьей 12 Закона о беженцах.


Порядок получения временного убежища установлен Постановлением Правительства от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (далее – Порядок)

В соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка на основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган МВД России выдает иностранному гражданину свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) установленной формы


Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 14 Порядка лица, получившие временное убежище, обязаны сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет.


Также лицо, получившее временное убежище, имеет право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (в том числе правом на труд), международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о беженцах правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется Законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации (в том числе и лиц, получивших временное убежище) регулируется статьей 13 Закона о правовом положении иностранных граждан.


Подпунктом 12 пункта 4 статьи установлено, что лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации, освобождены от получения разрешения на работу или патента. Запрета на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта, на территории которого такое лицо поставлено на учет, законодательством не установлено (как, например, в отношении лиц, получивших разрешение на временное проживание, которым специальной нормой, - пунктом 5 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, - запрещено работать за пределами субъекта, в котором им разрешено временное проживание).


Из вышеизложенного можно обоснованно предположить, что лицо, получившее временное убежище, вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента на всей территории России. В данном случае право лица на работу на территории нашей страны без получения разрешительных документов подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища.


Автор: Володин Евгений Владимирович

Подпишитесь на рассылку

Рубрикатор новостей
bottom of page