Эксперты НИУ ВШЭ оценили вклад мигрантов в экономику Москвы
- Solmaz Salamova
- 22 окт.
- 4 мин. чтения
Суммарный вклад мигрантов в экономику столицы составляет около 23–25%, следует из исследования экономистов НИУ ВШЭ. Речь идет о всех категориях мигрантов — вахтовых, маятниковых и постоянно проживающих. Авторы исследования также приходят к выводу, что с бюджетной точки зрения мигранты формируют больший объем доходов, чем расходов города
В 2017–2023 годах суммарный вклад разных категорий мигрантов в экономику Москвы ежегодно превышал 20% валового регионального продукта (ВРП). Каждый год он составлял 23–25%, за исключением пандемийного 2020 года, когда опустился до 21%, говорится в исследовании Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) «Вклад мигрантов в производство валового регионального продукта Москвы», с которым ознакомился Forbes. Расчеты в том числе показали, что мигранты формируют больший объем доходов, чем расходов города, что делает использование их труда не только экономически, но и бюджетно оправданным.
Авторы исследования выделили пять групп занятых в столице: москвичи, постоянные мигранты (переехали в Москву из других регионов России и из-за рубежа не более пяти лет назад), маятниковые, вахтовые и международные трудовые мигранты. К маятниковым относятся люди, которые работают в Москве, но живут в другом регионе и ездят туда ежедневно, к вахтовым — работающие в столице, но проживающие постоянно в других субъектах страны, совершающие поездки домой один раз в неделю и реже. К международным мигрантам относятся иностранные граждане, которые приехали на определенный срок, чтобы работать.
Доля москвичей среди всех занятых в 2017–2023 годы составляла порядка 75-77%, 3–4% приходилось на постоянных мигрантов. Доля маятниковых мигрантов — 8–9% общего числа занятых, вахтовых — 6–8%, международных — 8–11% (оценка без учета нелегальной миграции).
Наибольший вклад в экономику, порядка 79–80% производства ВРП, приходится на постоянных жителей столицы. Внутренние мигранты (маятниковые и вахтовые) обеспечивают до 14–15%, а международные — до 7,9%. Притом производительность труда различается по отраслям экономики, соответственно и вклад мигрантов во многом зависит от этого фактора. Например, до 92% производства в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, спорт) обеспечивают москвичи, до 90% — в сферах финансов и страхования, профессиональной деятельности, более 80% — в области информации и связи, обрабатывающих производствах.
Международные же мигранты вносят наибольший вклад в сфере строительства (от 15 до 33% в эту сферу), торговли (6–12%), прочих отраслях (5–14%, в основном за счет работы в сфере обеспечения электроэнергией, водоснабжения, сельского хозяйства, гостиниц и общепита). В социальной же сфере и профессиональной деятельности они практически не представлены.
При этом все группы работающих мигрантов, за исключением постоянных, обеспечивают больший объем бюджетных доходов, а не расходов города. В основном поступления в два-три раза превышают расходы, следует из расчетов авторов исследования.
В то же время данные о численности, отраслевой занятости и о зарплатах международных мигрантов отличаются низким качеством — «к их интерпретации стоит относиться с осторожностью», предупреждают авторы исследования. Оценка численности международных мигрантов и их распределение по видам деятельности были взяты из баланса трудовых ресурсов Москвы. Также использовались расчеты количества незаконных иностранных работников, основанные на результатах опросов мигрантов, проведенных в 2017 и 2023 годах Институтом демографии НИУ ВШЭ совместно с Центром этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ). Оценки зарплат международных мигрантов тоже были основаны на результатах опроса — в 2023 году, эти данные экстраполировали на 2017–2022 годы.
В среднем оплата труда международных мигрантов составляет порядка 70% зарплаты москвичей. Наименьшие различия наблюдаются в строительстве, где мигранты получают 93% от московского уровня, а наиболее высоки различия в высокооплачиваемых секторах — более чем на 50% (финансы, информационные технологии, профессиональная деятельность и т.д.).
При этом авторы рассчитывали вклад разных групп мигрантов в экономику города, исходя из предпосылок, что их производительность пропорциональна оплате их труда. «Подход понятный: на основе численности разных категорий работников и их средних зарплат пропорционально распределяется ВРП и другие показатели по этим категориям», — отмечает заведующий лабораторией доказательной экономики Института Гайдара Антон Белоглазов. Но главная методологическая предпосылка, которую используют авторы, — что производительность труда пропорциональна заработной плате внутри каждой отрасли, — может искажать вклад, отмечает он. Связь между оплатой и производительностью часто нарушена: мигранты нередко получают меньше при сопоставимой или большей выработке (например, стройка, курьерские службы и др.). Этот эффект характерен и в международной практике, на что также ссылаются авторы: по оценке программы развития ООН, мигранты, составляя всего 3,5% населения мира, создают около 9% мирового ВВП, что также говорит о непропорционально высоком вкладе в производство.
«Поэтому результаты отражают скорее распределение доходов между группами работников, чем их реальный производственный вклад», — говорит Антон Белоглазов. С другой стороны, учитывая сложности сбора статистических данных о реальной производительности труда мигрантов и граждан России, «подход вполне рабочий и позволяет видеть наиболее «мигрантоемкие» отрасли экономики», подчеркнул он.
По международным сопоставлениям вклад мигрантов в экономику Москвы — на уровне крупнейших мировых городов. В Нью-Йорке и Лондоне он оценивается в 22% экономики города, продолжает эксперт. Но существует разница в структуре: в западных столицах основная часть создается высококвалифицированными иммигрантами, в Москве — внутренними и трудовыми мигрантами, занятыми в строительстве, транспорте и сфере услуг. Таким образом, Москва входит в число городов мира, чья экономика в значительной степени зависит от труда мигрантов, но с иной отраслевой и квалификационной структурой, отметил Белоглазов.
По мнению научного сотрудника Центра «Институт социального анализа и прогнозирования» ИПЭИ РАНХиГС Юлии Флоринской, именно такие исследования должны предшествовать выработке миграционной политики и созданию миграционной концепции, а не наоборот. Для Москвы тот вклад, который вносят мигранты (за исключением постоянных, то есть международных, вахтовых, маятниковых) в доходную часть города, выше, чем расходы на них. «И этот важный вывод почти всегда упускается при оценке пользы или вреда от мигрантов», — подчеркнула она.
Миграционная политика в России стала ужесточаться после теракта в Crocus City Hall в марте 2024 года. Так, вместо полугода гражданам безвизовых стран разрешено находиться в России только 90 дней суммарно в течение года. В феврале 2025-го начал работать «реестр контролируемых лиц» — для нарушителей-мигрантов. С июня все прибывшие из безвизовых стран обязаны самостоятельно сдавать биометрические данные в приложении ruID. Всего с 2024 года Госдума приняла 21 закон в сфере миграционной политики, в том числе усилена ответственность за организацию нелегальной миграции и участие в подобных преступлениях.
15 октября президент Владимир Путин подписал указ, который определяет концепцию миграционной политики России на 2026–2030 годы. В числе целей — увеличение количества иностранцев, которые разделяют «традиционные ценности», ускорение перехода работодателей к целевому набору мигрантов, борьба с формированием этнических анклавов.
Источник: https://www.forbes.ru